четверг, 25 июля 2013 г.

Марийский язык

Марийцы входят в угро-финскую языковую семью, составляя в ней вместе с мордвой волго-финскую группу. 

В свою очередь существенные различия в языке у субэтносов (горные и луговые мари) предопределили формирование двух литературных языков. При этом восточные марийцы, в языковом и этнокультурном отношении близкие к луговым, стали пользоваться литературной нормой последних, обогатив ее многими своими диалектными особенностями, В то же время марийцы, обитающие в юго-западной части Кировской области и на северо-восточной окраине нижегородской области (по географическому массиву их называют северо-западными марийцами), хотя и близки к горным, остались вне литературных языковых норм.
Таким образом, марийский язык отличается тем, что он является бинарным и у него два литературных языка: горно-марийский и лугово-восточный.

Марийский язык (устар. — черемисский язык) относится к финно-угорской семье языков. Наиболее близок к мордовским языкам. Распространен в Республике Марий Эл, Татарстане, Удмуртии, Башкортостане, Нижегородской, Кировской, Свердловской, Пермской областях. Число говорящих около 488 тыс. человек (2002 г., перепись; 553 тыс. человек в 1989 г.). Среди восточных марийцев распространен и татарский язык. Имеет 4 наречия: луговое, восточное, горное и северо-западное (юго-запад Кировской области).

Марийский язык развивался под влиянием тюркских (с VIII века) и русского (с XIII века) языков, сохраняя основные финно-угорские черты. Среди согласных встречаются палатальные, звонкие фрикативные; богатый вокализм - от 8 до 12 гласных (по диалектам). Грамматические отношения выражаются в основном агглютинативными суффиксами.
Марийский (горный и луговой) язык, наряду с русским, является государственным языком Республики Марий Эл («Закон о языках Республики Марий Эл», 1995 г.). Он является средством обучения и предметом изучения в начальной и средней школе, в вузах используется как средство обучения гуманитарным предметам и изучается как предмет. На марийском языке издается учебная, художественная и публицистическая литература, выходят газеты и журналы, осуществляется теле- и радиовещание, функционируют театры. Центрами научного изучения языка являются Марийский научо-исследовательский иснтитут языка, литературы и истории, Марийский государственный университет, Марийский педагогический институт.

В глубокой древности, как и у других народов, зародилось марийское устное поэтическое творчество. Опоэтизированное возвеличивание великанов – исполинов – исполинов (Онар, Алым-патыр, Ненчик-патыр), которых поэтическое воображение народа наделило исполинским ростом и огромной физической силой, олицетворяет преклонение перед трудолюбивыми предками, корчевавшими лес под пашню, осваивавшими речные долины и прибрежные склоны. Широко распространены легенды и сказания о родо-племенных богатырях, защитниках народа от чужеземных завоевателей. Чоткар, Чумблат, Акпатыр – любимые эпические герои, наделенные бессмертием и приходящие на помощь родному народу и после своей видимой смерти.






Комментариев нет:

Отправить комментарий