вторник, 1 апреля 2014 г.

Марийский народный костюм


Локальные особенности марийской одежды, характер отдельных составных частей типа отделки и украшений разнообразны. Эти отличия выражаются в покрое основных частей и способе употребления отдельных деталей костюма, в количестве используемой вышивки и отделки, в их расцветке, в характере орнаментов. Они касаются основных этнографических групп марийцев: луговых, горных, северо-западных и восточных. Отдельные детали костюма каждой из этих групп позволяют выделить и более узкие локальные группы, которые сохраняют характер целой группы определенной территории. Но общее то, что простой отработанный прием народного конструирования соединением основных прямоугольных кусков ткани и клиньев привел к бытованию туникообразной одежды, а каждая конструктивная линия, соединяющая детали кроя одежды, была одновременно и декоративным элементом. 

Известно, что по своей конструкции костюмы всех эпох и народов делятся на три основных типа: костюм драпированный, костюм накладной и костюм распашной. Основной частью комплекта одежды всех групп марийцев как у женщин, так и мужчин, была рубаха («тувыр»), сшитая из 3-4 полотнищ белого некрашеного холста, которую можно отнести к накладному типу, то есть надеваемую через голову («положенную на плечи»). Покрой в обоих случаях был прямым (туникообразным), без клиньев. Шилась такая рубаха следующим образом: средняя часть переда и спинки выкраивалась из одного полотнища и перекидывалась пополам, делался также вырез горловины без всяких сборок, плечевых швов не было. Рукава пришивались по прямой линии с обеих сторон к среднему полотнищу. Часто использовали ластовицы.

Рубаха восточных марийцев («итакан тувыр») существенно отличается от других групп. «Верхняя часть этой рубахи была туникообразной, но низ составлялся из нескольких полотнищ. На подол нашивалась оборка из цветной фабричной ткани. Иногда помещали также вторую оборку при соединении верхней части рубахи с нижней. Покрой такого типа имел распространение у тюркоязычных народов Поволжья — татар, башкир, низовых чувашей... У восточных марийцев вырез был прямой, но воротник имел свои особенности — встречались стоячие и отложные воротники. Иногда по типу татарского и башкирского платья («кульмяк») ворот, при прямом разрезе, украшался разноцветными ленточками, нашивавшимися дугообразно, и завязывался тесемкой или застегивался крючком». Женские рубахи отличались лишь по длине и размещением вышивки.

В обоих случаях главным украшением оставалась вышивка. Кроме того, рубахи украшали узорным тканьем, раковинами каури, монетами, пуговицами, блестками. Использовали и полоски цветных тканей, соответствовавших доминирующему цвету вышивки. В конце XIX века в связи с развитием фабрично-заводской промышленности вышивальщицы, кроме вышивки, свободно пользовались одноцветными или орнаментированными тканым или набивным рисунком, тканями, которыми обрабатывали детали и их края на манжетах, вдоль полы, по спинке (по линии талии), в местах подрезов, ластовиц. Ручная техника обработки отдельных деталей верхней одежды также достигала высочайшего мастерства.


Материалом для изготовления одежды служили ткани домашнего изготовления: холст, пестрядь и cукманина. Причем праздничная одежда отличалась качеством материала и более богатой отделкой.

Одежда, изготовлявшаяся в большинстве случаев самими женщинами, являлась для каждой местности достаточно традиционной. Наиболее устойчивой и сохранившей самобытные черты была женская рубаха.

Известно, что женский костюм дольше сохраняет национальные традиции, являясь и выразителем времени, и места бытования, и проявлением художественного опыта. В комплекте народной одежды женская рубаха была более разнообразной и красочной, чем мужская. Ее шили длинной; в зависимости от того, в какой местности носили, и от влияния моды ее подбирали вверх с помощью тканого или вязаного пояска («ÿштö»), украшенного в свою очередь бисерными снизками, кистями и монетами. Манера ношения рубахи была различной у разных локальных групп. Некоторые из них делали складки только спереди, другие — позади и над бедрами, третьи — только над бедрами, собирая у пояса, горные марийки носили ее с напуском, а восточные совсем не носили пояса. Кроме того, она различалась количеством и расположением вышивки, по разрезу на нагрудной части и по назначению ношения. 
Праздничная рубаха украшалась богаче, чем будничная. Невеста на свадьбу надевала подвенечную рубаху — «кавынь тувыр», в первый день проживания в доме жениха — рубаху для печения блинов («мелна кÿэштме», «кÿэштме тувыр»). Женская рубаха оформлялась вышивкой в ви¬е узкой полосы по низу подола («урвалте тÿр», «тувыр йаыш», «аист», «ойтым»), по краю у запястья («шокшмучаш тÿр») или по длине рукава («кид ÿмбал»), на плечах («вачумбал тÿр», «тамга») и на спине «туп кадыр», «туп тÿр», «шентел шома»), образуя посредине угол. Спускаясь с плеч по вырезу шеи на перед, вышивка идет вниз по обе стороны разреза на нагрудной части и заканчивается посредине углом, замыкая этот разрез («мел тур»). Кроме того, узкими продольными полосками она покрывает передние швы, соединяющие полотнища рубахи. В этом случае каждая конструктивная линия, соединяющая детали кроя одежды, была одновременно и дополнительным декоративным приемом.

Нагрудная вышивка («мел тÿр») намного сложнее других деталей костюма. Она широкой полосой покрывает поверхность холста по обе стороны грудного разреза. Рисунок вышивки составляют различные геометрические мотивы, объединенные обычно в прямоугольные и ромбовидные композиции, каждая из которых повторяется в вертикальной симметрии по обе стороны разреза и подчиняется общему линейному ритму орнаментального рисунка. Иногда весь узор состоит из сплошной сетки вышивки с чередующимися элементами из ломаных и прямых линий. В нижней части разреза вышивка заканчивается острым углом («мелгутан»), объединяющим и замыкающим боковые полосы по обеим сторонам разреза. Эти полосы, в свою очередь, оформляются узкой бордюрной вышивкой из роговидных и крючкообразных мотивов.

Мужская рубаха по сравнению с женской была более простой. Ее шили из одного прямоугольного полотнища, перегнутого пополам, и двух прямых или скошенных бочков. Прямой разрез ворота несколько смещен вправо. Позднее разрез ворота стали делать с левой стороны, с застежкой на пуговицы и с воротником типа стойка. Рукав прямой. Носили рубаху навыпуск, длиной до колен.
В мужской рубахе вышивкой украшали ворот и подол, обшлага рукавов. В этом случае часто вместо вышивки использовали полоску узорного тканья красного цвета. Основная вышивка располагалась по обе стороны серединного разреза на нагрудной части и чаще всего была асимметричной, если разрез приходился на правую сторону рубахи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий